Минэкономразвития предлагает рассмотреть вариант повышения вывозной пошлины на основной российский экспортный нефтепродукт — мазут — до уровня в 90% от пошлины на сырую нефть. Как пишет «Коммерсантъ», сейчас пошлина, в соответствии с введенным с 1 октября 2011 года налоговым режимом «60–66», находится на уровне 66% от нефтяной.
Ранее планировалось, что ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты, к которым относится и мазут, будет повышена до 100% от ставки нефтяной пошлины к 2015 году, однако Минэкономики хочет ускорить этот процесс. Заместитель главы ведомства Алексей Лихачев заявил, что повышенная ставка пошлины на мазут может заработать уже с мая.
Зачем повышать пошлину на мазут, в министерстве пока внятно не объясняют. Лихачев заявил, что рост пошлины на мазут должен «восстановить справедливость» в сфере нефтепереработки. Минэнерго и Минфин отрицательно отнеслись к идее повышения мазутной пошлины. Режим «60–66» и так снизил рентабельность низкой переработки, поскольку ставка пошлины на темные нефтепродукты была увеличена с 35% от нефтяной до 66%, как на светлые нефтепродукты.
Нефтяники, комментируя повышение пошлины на мазут, заявляют об «ударе по нефтепереработке» и угрозе топливного кризиса. «Декларируемой целью введения режима 60—66 было не наполнение бюджета, а стимулирование компаний к производству светлых нефтепродуктов, — цитирует Gazeta.ru представителя одной из ведущих российских нефтяных компаний. — Если сейчас повысить до 90% и пошлины на мазут — какой вообще был смысл вводить режим 60—66? Кроме того, это будет прямым нарушением постановления правительства».
| НЕФТЯНИКИ: ПОВЫШЕНИЕ ПОШЛИН НА ВЫВОЗ МАЗУТА — ЧИСТО ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПРЯМОЕ УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ НА ОТРАСЛЬ | |
Заградительные пошлины на экспорт бензина вводились из-за дефицита топлива, но нехватки мазута на внутреннем рынке сейчас нет. «В России производится примерно в четыре раза больше мазута, чем нужно внутреннему потребителю, соответственно, три четверти продукции идет на экспорт, — рассказывает источник в отрасли. — Но повышение пошлин нельзя объяснить попыткой государства стимулировать сокращение выпуска мазута и рост производства светлых нефтепродуктов».
По словам источника, у каждой нефтяной компании есть программа перехода на безмазутное производство. «Однако она требует нескольких лет и миллиардных инвестиций, — говорит источник. — И в правительстве это прекрасно знают. Повышение пошлин на вывоз мазута — чисто фискальная политика, прямое усиление налогового давления на отрасль».
Тем не менее, в апреле пошлина на мазут будет рассчитываться по старому. По данным РБК, в проекте постановления правительства РФ, которым устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (в том числе на мазут) на апрель 2012г., формирование экспортных пошлин на мазут будет осуществляться по формуле "60-66".
Как напоминает РИА Новости, введенная в РФ с 1 октября 2011 года система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты "60-66" призвана стимулировать добычу нефти и увеличение глубины переработки нефти.
Новая формула расчета пошлины на нефть учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%, за счет чего она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть.
Согласно утвержденным планам правительства, ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты, к которым относится и мазут, будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть с 2015 года.
|